О фотографии
Аркур на все времена
Где корни этого проекта? Как он родился и по каким причинам так интересует меня
сегодня? Почему лагерь моих зрителей и (не побоюсь этого слова) поклонников в отношении работ проекта разделился довольно резко: от восторгов до полного неприятия?
или Весеннее обращение фотографа к прекрасным женщинам, которых не у нас принято называть «миссис»
Да хоть вдесятером, разлюбезные мои!
Обычно так мне хочется ответить на этот вопрос, один из самых часто задаваемых. Но! Как только на съёмочной площадке у фотографа оказывается больше одного человека, портретная съёмка, по сути, заканчивается. И начинается совсем другая.
Эта статья зрела давно, поскольку процессы, побудившие меня её написать, начали происходить не вчера. Но в последние годы ситуация стала абсурдной до смешного.
Поскольку речь пойдёт о процессах, связанных с художественным МЫШЛЕНИЕМ, сразу возникает необходимость как-то обозначить противоположный, не художественный тип мышления. Мне показалось, что наиболее точно будет назвать его ОБЫВАТЕЛЬСКИМ. Так возникла пара противопоставлений – ХУДОЖНИК и ОБЫВАТЕЛЬ.
Каждый раз, вопрос СКОЛЬКО СТОИТ ВАША ФОТОСЕССИЯ ставит меня в тупик. Фотосессия – это процесс работы фотографа и он, конечно, сколько–то стоит, но зачем это знать клиенту? Мы же не спрашиваем в ресторане: СКОЛЬКО У ВАС СТОИТ РАБОТА ПОВАРА? Нас интересует цена конкретного блюда, то есть – результат его работы.
Я заинтересовался фотографией в ту далёкую эпоху, когда эта фраза не требовала пояснений. Причём пользовались ей в своих оценках не только фотографы. Значительно позже, лет 10 назад, тот же смысл выражался приговором «бытовой снимок», а потом и его актуальность испарилась. Бытовая фотография заполнила мир соцсетей и стала привычной нормой. Даже профессиональная.
Эпоха трёх революций, в которую нам посчастливилось жить, породила цунами, перевернувшее казалось бы незыблемые основы. Параллельные социально-политические, технологические и культурные перевороты прошли уже две фазы своего развития. Неминуемо будет третий, но и результаты произошедшего уже впечатляют. Даже оставив в стороне политику, можно со всей очевидностью наблюдать, как изменилось общество за последние два десятка лет. В корне трансформировалось общественное сознание, а значит и массовое восприятие понятия «искусство».
Откуда это пошло?
Почему любого человека, позирующего в фотостудии, у нас принято называть «модель»? Даже когда это явно портретная съёмка? Нет, если зритель знаком с персонажем на фото, то это Лёша, Саша, Маша, а вот если не знаком, то – «модель хорошо получилась».
Я смотрю на фотографию со своим изображением. Кто-то похожий, с листа фотобумаги или экрана монитора, разглядывает меня в ответ. Похожий? Смотрю в зеркало, сравниваю. Нет. Не очень. У него другое выражение лица, форма бороды, длинные волосы… Кто этот мужчина на автопортрете двенадцатилетней давности? Тот, кем я был? Или хотел бы быть? В любом случае – не я.
Фото обнажённых красоток заполонили Интернет. На вопрос «что такое искусство в жанре ню?» одиннадцать из десяти респондентов ответит: красивая, сексуально привлекательная девушка в изящной позе и милом окружении (в элегантном интерьере, на природе…). Стандарт. Любые попытки отойти от него, сломать стереотипы, нагрузить жанр сторонними смыслами, вывести его из области эротики вызывают недоумение. Зачем?
В начале был театр.
Нет, возразят мне, в начале было слово. Да, и слово было у Бога. А у людей - театр. Еще бессловесный. Как мимика и жест, означающие нечто означаемое. Привет постмодернизму! Потом знак и символ, абстрагированный, условный. Игра.
Когда в 2005 году организовалось первое в Орле портретное «Фотоателье» этот вопрос стал более чем актуален. Традицию заказывать фотосессии мы тогда только начали формировать, собственный портрет на стене многим казался чем-то вызывающим и нескромным, а вот поснимать любимое чадо – вроде бы и не предосудительно. Поэтому первыми посетителями нашей фотостудии стали многочисленные мамы.
ЧТО ДЕЛАТЬ С «ПОЖЕЛАНИЯМИ» КЛИЕНТА?
На первый взгляд ответ очевиден: ничего.
Более того, самих этих «пожеланий» не может быть.
Ну в самом деле. Если человек обращается к художнику, значит он ему априори доверяет. Заказчик видел его работы, составил мнение об уровне мастерства, стиле и понимает, чего можно ожидать. Само обращение к профессионалу, по идее, говорит о желании посмотреть на себя его глазами и, в результате, получить уникальные, эксклюзивные фотографии.
Два крайних взгляда на художественность фотографического изображения живут во мне, поочередно уступая друг другу место.
или Сказ про Психологию творчества, Философию фотографии, Альтернативную печать и Художественный образ.