ЧТО ДЕЛАТЬ С «ПОЖЕЛАНИЯМИ» КЛИЕНТА?
На первый взгляд ответ очевиден: ничего.
Более того, самих этих «пожеланий» не может быть.
Ну в самом деле. Если человек обращается к художнику, значит он ему априори доверяет. Заказчик видел его работы, составил мнение об уровне мастерства, стиле и понимает, чего можно ожидать. Само обращение к профессионалу, по идее, говорит о желании посмотреть на себя его глазами и, в результате, получить уникальные, эксклюзивные фотографии.
Зачем же навязывать мастеру своё дилетантское мнение?
Мы же не высказываем пожеланий хирургу по методике проведения операции. И шеф-повару в ресторане не рекомендуем изменить рецепт. Потому, что глупо. Нормальный клиент доверяет профессионалу. Почему же в фотографии всё по-другому?
Ответ прост: заказчик уверен, в отличие от хирургии или кулинарии, что уж в фотографии-то он точно разбирается. Все же фотографы!
Итак, что делать если клиент наcтаивает на использовании таких «художественных» решений (костюмов, локаций, поз…), которые явно не художественны, и ни к чему кроме пошлости привести не могут? Или того хуже, хочет себя «вот как на этой фотке»?
Просвещать его по основам изобразительного искусства или объяснять, что его невозможно ВОТ ТАК сфотографировать просто потому, что у него другое лицо и фигура – не у всех хватает словарного запаса. Да и клиент может обидеться…
Само по себе это не страшно: баба с возу… Таких заказчиков, по-хорошему, надо гнать. Что я и делал когда-то с молодым максимализмом. Это вырабатывает определённый ценностный уровень. Через какое-то время (если, конечно, вы реально что-то умеете) заказчики сами перестанут позволять себе подобное. Но что делать, когда ещё нет авторитета? Изменить менталитет массового российского потребителя вряд ли представляется возможным. Значит, проблема будет постоянно.
Могу поделиться маленькой хитростью, проверенной многолетним опытом.
Не спорьте с клиентом. Не потому, что он прав, а потому, что бесполезно. Соглашайтесь сделать то, что он просит, но… ПОТОМ. Позже. «В начале, у меня тут есть пара мыслей, мы поснимаем так, а потом обязательно сделаем то, что вы предлагаете».
У этой тактики сразу несколько преимуществ.
Во-первых, оказавшись в творческом процессе, увидев вас в деле, клиент может проникнуться к вам доверием и сам отказаться от своих намерений.
Во-вторых, он может просто устать. К концу съёмки желание воплощать собственные бредни уже гораздо слабее, чем в начале и можно махнуть рукой.
В-третьих, даже если вы всё же сделаете ЧАСТЬ съёмки так, как хотел заказчик, то всё рано останется первая часть, в которой вы проявили себя. Клиенту будет что сравнивать. И если вам удалось на деле доказать свою состоятельность, то есть шанс, что и клиент это оценит. Если то, что предложили вы реально круче, то вменяемый заказчик вполне может это признать. Описанное выше поведение – чаще всего следствие отсутствия опыта, неверного представления о процессе и так далее. Получив результат люди реально видят своё заблуждение и выбирают лучшее.