О фотографии

А можно вдвоём?



Да хоть вдесятером, разлюбезные мои!
Обычно так мне хочется ответить на этот вопрос, один из самых часто задаваемых. Но! Как только на съёмочной площадке у фотографа оказывается больше одного человека, портретная съёмка, по сути, заканчивается. И начинается совсем другая.
Какая именно – я и расскажу вам здесь и сейчас. Мы продолжаем вникать в те аспекты портретной фотографии, которые необходимы вам, прекрасная наша половина, как основным пользователям. Фотографироваться – занятие модное, фотографов много, но далеко не каждый способен объяснить своей очаровательной клиентке в чём же разница между тем, что она придёт на съёмку одна или возьмёт с собой в кадр семью. А разница эта – огромна!

Для начала давайте разберёмся, что происходит в процессе столь популярной сегодня портретной фотосессии? Вот вы становитесь перед объективом. Или садитесь. Или ложитесь. И начинаете поворачиваться, менять позы, улыбаться, смотреть в камеру или мимо неё… Возможно прыгать, танцевать, выполнять ещё какие-то изящные телодвижения... Всё это вы делаете сами или по команде фотографа. А он в это время ходит вокруг вас и постоянно щёлкает затвором, делая снимки. Зачем? Просто чтобы их было много?
Если вам так объясняют задачу фотосессии – бегите. От этого горе-фотографа. Кстати, если фотограф берёт плату за время съёмки – тоже бегите. Или как минимум задумайтесь. О чём? Ну вот представьте, пригласили вы домой сантехника. Отопление менять. А он и говорит: час моей работы стоит столько то. Вы заплатили за три часа. Он это время отработал, успел сделать половину и ушёл. Или врач, которому заплатили за два часа операции, а она неожиданно затянулась… Понятно, что везде, где нам важен результат, мы именно за него и платим. А времени специалист тратит столько, сколько считает нужным. Где же мы оплачиваем время услуги? Только там, где важен сам процесс. На аттракционе, например. Или в пункте проката. Получается, что работа фотографа, продающего фотосессию почасово – развлекать это время клиента. Он как бы сдаёт в аренду вам свой фотоаппарат с собой вместе в качестве штатива, нажимателя на кнопку и собеседника. Последнее - в лучшем случае. И если вас устраивает именно такое положение дел, вам хочется прикольно провести пару часов, получить новый опыт (позирования) и фотографии, которые вам об этом опыте будут напоминать – тогда вам туда. Только это не портретная съёмка.
А что, спросит изумлённая читательница? Ведь на фотографиях буду изображена я, моё лицо. Берём любой кадр – чем не портрет? Хороший вопрос. И для ответа на него представим, что такой же фотоаппарат купил ваш друг, который совсем не фотограф. Инженер, к примеру. Он легко разобрался в техническом управлении камерой, и вы попросили вас «пощёлкать». На полученных снимках (вполне качественных, в силу сегодняшней автоматизации) тоже будет ваше лицо (и не только) в разных ракурсах, с разными выражениями. Получается, что ваш друг, купив фотоаппарат сразу стал фотографом? Но ведь купив краски и кисти художниками не становятся? А он «стал». Вот так, сразу. И не просто фотографом, а портретистом. А заодно и пейзажистом, ведь природу он тоже будет снимать. И любимую кошку, а значит – анималистом. Короче, сразу фотографом широкого профиля. Как зачастую и позиционируют себя те, кто оказывает фотоуслуги. Что закажете, то и «сфоткаем», говорят они. Только вот странно, почему врач-стоматолог без крайней необходимости никогда не возьмётся вырезать аппендицит? Или простатит лечить… Он ведь врач?

Чем же отличается фотограф-портретист от фотолюбителя и что он делает на фотосессии? В чём его задача? Зачем идти к нему, а не провести пару приятных часов в обществе друга и его фотокамеры? Всё просто. Фотосессия – это процесс поиска. И тут нет секрета. Секрет в другом: поиска чего? Ведь если фотограф делает кадр и на этом не останавливается, снимая следующий, значит предыдущий его чем-то не удовлетворил? Значит у него есть некая цель, которой он хочет добиться. Цель такая же конкретная, как и у портретиста, пишущего ваш портрет маслом. Ведь он же представляет, как должна выглядеть картина, у него есть замысел. В фотографии всё ровно так же. Просто вместо холста, кистей и красок – фотоаппарат, осветительные приборы и плёнка. Ой, забыл. Сегодня плёнка – часть фотоаппарата и называется матрица. Но больше ничего не изменилось. Создавать портрет человека красками или фотоаппаратом – работа очень различная технически, но очень схожая по сути. Просто инструменты другие.
И приёмов, позволяющих фотографу выразить в кадре то, что он хочет (а не то, что может случайно получиться) у него не меньше, чем у живописца. Более того, приёмы эти свои для каждого жанра. Так же, как и в живописи. Много ли вы знаете художников, с одинаковым успехом пишущих портреты и пейзажи? Или животных? Ведь Шишкин почему-то пригласил Савицкого медведей в его сосновом бору выписывать…

А теперь главный вопрос: что же хочет выразить фотограф? Ответ: своё впечатление от объекта. От вас, милые дамы. От каждой конкретно, если вы в кадре единственная. Да не просто впечатление, а гармонично по стилю и композиции вписанное в пространство этого самого кадра. Мудрено? Ничуть. Любой человек, встречающий другого создаёт о нём своё собственное мнение. Мы видим окружающих такими, какими способны в силу продолжительности знакомства, близости, проницательности и так далее. И в наших глазах человек предстаёт совсем не таким, каким видит его кто-то другой. Это общеизвестная банальность. Банальность, которая перестаёт ею быть, как только мы поднимаем к глазам фотокамеру и наводим её на человека. Вот он (а в нашем случае – она) в видоискателе. И если рядом с нами встанет кто-то другой с такой же камерой, то в его видоискателе героиня фотосессии будет выглядеть идентично. Щёлкнем и получим две почти одинаковые карточки. А как же индивидуальное видение? Куда оно девается? Как моё собственное, отличное от других ощущение зафиксировать в кадре?
Вот это умение и отличает фотографа от просто человека с фотокамерой. Сколь угодно дорогой и совершенной. Не только умение разглядеть нечто особенное в другом, но и способность выразить увиденное. Так, как не сделает никто другой. В собственном стиле, манере. Свой почерк присущ любому мастеру. Если он мастер. А если нет, то зачем к нему обращаться и платить деньги? Ведь фотоаппараты есть сейчас у многих, а смартфоны – почти у всех.

Вы никогда не задумывались, почему аккаунты многих фотографов в соцсетях (ВКонтакте, Instagram…) ничем не отличаются от страничек не фотографов? У всех сейчас фотки на странице. И фотки примерно одинаковые. Без указания «фотограф, принимаю заказы» и не определишь профессионала. Но если я называю себя фотографом, значит должен уметь что-то, чего не умеют остальные, которые не фотографы. Значит мои снимки, мои страницы, должны быть КАРДИНАЛЬНО другими, по первому взгляду позволяя определить профессию их владельца.
Теперь, когда мы с вами выяснили в чём задача фотографа, вы и сами сможете ответить на исходный вопрос: чем съёмка одного человека отличается от съёмки двоих. Ведь от каждого из этих двоих (например), видимых вами в окуляре людей, у вас своё, разное впечатление. Как же их два уместить в один кадр? Никак. Но почему, возразит внимательная читательница, бывают ведь замечательные семейные портреты. И не только семейные. В статье есть примеры! Конечно. Но на этих портретах отражено именно впечатление от группы, из скольких человек она бы не состояла. Впечатление от взаимодействия, от общности этих людей. Кстати, именно поэтому несколько человек в кадре непременно должны быть чем-то связаны, какими-нибудь неформальными отношениями. Чаще всего – семейными. Именно эти отношения и есть предмет съёмки.
Так вот, звонит мне очередная женщина с просьбой сделать портрет её семьи. Но при этом замечает, что она «всегда плохо» получается на фотографиях, что ей всегда не нравится собственное фотоизображение. Понимать это надо однозначно: я хочу иметь собственный красивый портрет. Но поскольку у меня уже есть негативный опыт, то я не верю в себя и ещё меньше в фотографа. Пусть рядом будут родственники: если я в очередной раз «не получусь» - всё будет не зря, хотя бы они на память останутся. По сути, такие женщины (а инициаторами семейных съёмок почти в 100% случаев выступают они) берут семью в заложники, совершенно не отдавая себе в этом отчёт. Они хотели бы внимания только к себе, но боятся осознать это. И всё же надеются. А как мы уже выяснили, если женщина нефотогенична, то фотограф должен работать именно с её лицом, чтобы добиться красивого изображения на фото. И его всегда можно добиться, что и обидно! Если работать именно с её лицом. Но она уже привела с собой семью и лишила себя этой возможности. В результате, как вы уже поняли, милые дамы, разочарование.

Но женщина не была бы женщиной, если бы всё было так просто, и в итоге она получила бы лишь негативную эмоцию. Да и не ходили бы вы к плохим фотографам, коих большинство. Парадокс, но такая женщина остаётся довольна съёмкой! Почему? Ну, во-первых, она оказалась права. Предвидела такой итог и получила ожидаемое. Согласитесь, приятно чувствовать себя прозорливой. А во-вторых (и это самое интересное!), она подсознательно боялась хорошего результата и испытала облегчение. Боялась увидеть себя на фотографии красавицей. Опять - почему? Да потому, что непривычно. Потому, что многие годы (а мы помним, что речь о замужних женщинах, обременённых жизненным опытом) она приучала саму себя к такой (нефотогеничной) самоидентификации, объясняла её себе, оправдывала, находила в ней свои прелести. И вдруг ей возьмут и покажут, что она может выглядеть совсем по-другому, как звезда с глянцевой обложки. Что с этим дальше делать? Как дальше мириться с лицом, которое видишь каждое утро в зеркале? Ведь там совсем другой образ, не тот, что нашёл фотохудожник.

Подчеркну: не создал новый, а нашёл тот, что уже в вас есть. Просто этого никто до сих пор не увидел. Или видел, но не зафиксировал. Фотограф всего лишь находит выгодную для данного лица проекцию на плоскость фотографии. Она ведь 2D, если вы не забыли. Но она столь же объективна, сколь и отражение в зеркале. Или вид головы сверху. Или сзади, со стороны причёски – любимый ракурс парикмахеров, поскольку всю основную красоту они традиционно мастерят на затылке. Все эти виды одной головы правдивы, но при этом все различны. Так же и лицо может проецироваться на плоскость миллионами вариантов. И проекции эти (то бишь – снимки) могут варьироваться от уродливых (дисгармоничных) до прекрасных. Всё зависит от освещения, ракурса, оптики, мимики и так далее. Задача фотографа как раз в том и состоит, чтобы отделить одни от других и показать вам только красивые. А ваша – в том, чтобы принимать изменчивость своей натуры, выраженной внешностью! И не бояться быть разной. Ведь это так по-женски! В этом ваше отличие от нас, скучных в своём постоянстве мужчин.
Милые женщины, если вы обратились к фотографу, доверились его репутации (видели его работы) и хотите в результате сессии получить фотографии, на которых вы будете красавицами, задумайтесь, стоит ли мешать ему исполнить ваше желание? Стоит ли приводить с собой ещё кого-то, кто несомненно отвлечёт его внимание от вашего лица и не даст возможности отобразить его в том прекрасном виде, который несомненно существует для каждой из вас? Ответьте себе самой на вопрос, чего именно вы хотите. Честно. Для вашей же пользы.
А семейный портрет – это прекрасно. Только не взамен индивидуального. Портрет семьи призван выразить высшее, на что способен человек – любовь. Любовь, в которой красота лица – совсем не главное. Это тоже банальность, которую тоже почему-то всегда забывают на фотосессии. Такое уж это волшебное мероприятие.

Опубликовано: журнал ПЯТНИЦА №14, весна 2018 года.