Когда в 2005 году организовалось первое в Орле портретное «Фотоателье» этот вопрос стал более чем актуален. Традицию заказывать фотосессии мы тогда только начали формировать, собственный портрет на стене многим казался чем-то вызывающим и нескромным, а вот поснимать любимое чадо – вроде бы и не предосудительно. Поэтому первыми посетителями нашей фотостудии стали многочисленные мамы. Посетителями, но не клиентами. Очень долго, года четыре, я неизменно отказывался от подобных съёмок. Просто потому, что не знал - как.
Что значит «не знал», недоумённо спросит читатель? «Тыжфотограф», у тебя есть фотоаппарат, студия, осветительные приборы… В чём проблема? Какая разница, кого снимать?
Давайте сразу проясним: портрет бывает бытовой (на память) и художественный. Назначение второго в том, чтобы полученное изображение человека отвечало двум требованиям: раскрывало его характер и являлось законченным декоративным произведением изобразительного искусства, способным стать органичной частью дизайна интерьера. Именно такой, художественной фотографией и предполагалось заниматься в «Фотоателье». Сделать «фотку» ребёнка на память, на которой он будет улыбаться и умилять родителей – не проблема. Конечно, это тоже не просто. В студию приходит малыш, который видит тебя впервые в жизни, и ты должен в течении нескольких минут найти к нему подход, организовать, вызвать нужные эмоции… Не все умеют.
Однако речь о другом, об изобразительной законченности фотографии. Для студийного портрета она во многом определяется костюмом. Бытовая одежда, даже симпатичная, даже подобранная по стилю и цвету, в сочетании с непосредственной пластикой ребёнка даёт - ту самую бытовую картинку. Почти всегда. Со взрослыми не так. Почему? А просто костюм на них – только один из элементов создания образа и даже не главный. Работая с лицом (и фигурой) взрослого человека фотограф может по своему усмотрению варьировать светотеневой рисунок, ракурсы, позы и т.д., добиваясь гармонии всех элементов в кадре. Ребёнок, даже очень послушный (а в последнее время это лишь мечта) всё равно не предсказуем и не управляем полностью. А значит в лучшем случае, художественное изображение может возникнуть случайно. В остальном – профессионально, живенько и… бытово. Но родителям в основном большего и не надо, поэтому масса фотографов не мудрствуя предоставляет им такую услугу.
Так как же быть? Какой выход, если мы хотим не просто запечатлеть ребёнка для семейного альбома (для этого в наши дни и фотограф-то не нужен, родительского смартфона достаточно), а повесить его портрет на стене, да так, чтобы заглянувшего на огонёк эстета не перекосило?
Я не зря упомянул костюм. К сожалению, детская одежда зачастую через чур детская. Весёленькая. В жизни это, наверно, не плохо. Но на фотографии она никак не позволяет уйти от бытового изображения. Решение – стилизация. Или хотя бы намёк на неё. В прошлые эпохи, ещё до середины двадцатого века, детская одежда (не младенческая) почти не отличалась по стилю от взрослой. Поэтому на снимках тех лет мы видим маленького, но человека, без излишнего педалирования детскости, которое в наше время переходит, подчас, все рамки хорошего вкуса. В сочетании с невинным лицом такой костюм создаёт эпичный образ и позволяет привести композицию и стилистику кадра в соответствие.
Кстати, где-то на интуитивном уровне потребность в «театрализации» для съёмки детей чувствуют и родители, но не знают, как её реализовать. Чем с успехом и пользуются фотографы-лабухи, кочующие по детским садам и школам с чудовищными поделками под мушкетёров и рыцарей, провоцируя не искушённых пап-мам умножать и без того заполонившую быт пошлость.
Отдельно стоит коснуться вопроса фотосъёмки младенцев до года. Кстати, традиция отмечать годовщину первой профессиональной фотосессией, при всей своей кажущейся логичности, ошибочна в корне. Нет, дома или на улице поснимать малыша современная техника позволяет вполне. А вот студийная съёмка становится практически невозможной. Свет в студии ставится под определённую точку, удержать в которой годовалого человека, любопытного до окружающего мира, не представляется возможным. Ну если только привязывать.
Поэтому в студии младенца можно и нужно фотографировать в три этапа до этого возрастного рубежа.
Первый – совсем беспомощного, в месяц, а то и раньше. Многие фотографы предлагают свои услуги именно в этот период, пытаясь подражать концепции съёмки знаменитой Анне Геддес, не дотягивая ни до её постановочных возможностей, ни до отточенной композиции и превращая когда-то новаторскую идею в расхожий штамп.
Второй период – когда ребёнок начинает держать голову и уверенно лежит на животе. Многие дети в этом возрасте уже прекрасно фиксируют взгляд на камере и позволяют следить за их подвижной как ртуть мимикой. Возможны очень интересные крупные планы.
И третий период – это когда ребёнок начал уверенно сидеть. Причём, первые две съёмки вполне разумно делать голышом (подгузники - не сильно фотогеничный наряд), а вот здесь уже можно подумать о костюме. Только упаси Боже, если это девочка, от акцентирования данного факта с помощью платья. В возрасте 6-8 месяцев редкую девочку можно с уверенностью отличить по лицу от мальчика. Дети какое-то время вне половых различий и в этом мудрость природы. Утрируя в этом возрасте половую принадлежность мы неизбежно создаём диссонанс лица и костюма, который на фотографии превращается в то же самое дурновкусие. Разумеется, нет правил без исключений.
Приведённые здесь рекомендации конечно не универсальны и рассчитаны на наши культурные традиции. Увы, они не очень развиты пока в плане визуальной эстетики. Дизайнерские изыски фотопортрета, «на ура» воспринимающиеся продвинутым менталитетом, в косном провинциальном сознании почти наверняка вызовут недоумение, а то и негативную реакцию. Детский портрет – ещё более консервативен чем любой другой. Даже его монохромность частенько воспринимается чуть ли не как поругание радости детства, которая ассоциируется у большинства с ярким многоцветием. А уж увидеть на портрете половину лица своего ребёнка, а то и его отсутствие мы пока совсем не готовы. Но, будем надеяться…
Опубликовано: журнал ПЯТНИЦА, №12, осень 2017 года