Где корни этого проекта? Как он родился и по каким причинам так интересует меня
сегодня? Почему лагерь моих зрителей и (не побоюсь этого слова) поклонников в отношении работ проекта разделился довольно резко: от восторгов до полного неприятия?
Давайте разбираться. Основной массив «профессиональной» фотографии, доступный широкой публике в соцсетях, формируется так называемыми «портретными, семейными и детскими фотографами». Отдельную нишу занимает свадебная фотография. И хотя зачастую делают её те же самые люди, это всё-таки самостоятельный жанр. Постановка и репортаж в нём сливаются воедино, но ко второму он всё же тяготеет больше.
Нас интересует только постановочная фотография, которая в последние годы стала уже чем-то обыденным. У многих вошло в традицию периодически делать фотосессии. Те самые. Портретные, семейные и детские. Преимущественно в «интерьерных студиях» и на пленэре. Если собрать фото разных авторов этого направления в одну папку, то практически невозможно будет отличить одного от другого. Единая стилистика изображения, получаемая клишированными съёмками и с помощью модных пресетов в Лайтруме, работает как снежный ком. Вначале она формирует сознание большинства фотографов, стремящихся быть в тренде, затем определяет вкус основной массы заказчиков, которые ничего другого не видели и не представляют, а затем спрос рождает ещё большее предложение. В результате вся эта лавина обрушивается через соцсети на головы ни в чём не повинного населения. Образец готов.
Желание упростить себе жизнь, создав в восприятии определённые клише для восприятия искусства – дело обычное. Так было, есть и будет. Людям, далёким от искусства, хочется с одной стороны «не ударить в грязь лицом», быть в курсе, поддержать беседу, высказывая по поводу того или иного произведения (или художника) своё мнение. С другой стороны, они не хотят напрягаться. Ведь изучение и понимание – это затраты времени, сил, а зачастую и нервов. Непривычное раздражает, настойчиво предлагает отказаться от излюбленного шаблона, сойти с привычной точки зрения и посмотреть под другим углом. Подавшись, ленивый зритель рискует разрушить стройную и уютную конструкцию мировоззрения. А значит надо будет строить новую… Зачем? Он это интуитивно чувствует и пытается защищать свой «домик» самым простым и доступным способом: отвергая. Раз это не вписывается в мои «представления о прекрасном», значит - плохо. Наличие единомышленников, соратников по оценке только укрепляет уверенность в собственной правоте и однозначности этой самой оценки.
Именно вот такая реакция (раздражение), которую вполне можно было предположить изначально, и является одной из идеологических основ проекта. Я люблю эпатировать. Более того, в этом (как известно) заключается одна из двух основных функций искусства: шокировать зрителя, заставлять его восприятие «дёргаться», колебать устои и тем самым отрывать его от привычной бытовухи, частью которой для него давно стала фотография. Короче говоря – заставлять думать. Думать о мироздании, о бытии (не быте!), о своём месте в этом мире, о жизни, о смерти и в конечном итоге – о себе. Вторая, более привычная и понятная всем функция – «сделайте мне красиво». Искусство, без сомнения, должно украшать жизнь, делать её эмоционально приятнее. Однако большинство только этим и ограничивает его необходимость.
Проект, кстати, ни в коем случае не предполагает антиэстетику. Напротив. Его задача - создать художественное, гармоничное в изобразительном смысле произведение, которое можно и нужно использовать в интерьере. Натюрморт (как и пейзаж) в изобразительном искусстве традиционно является жанром вполне себе утилитарным. Им украшают стены комнат и офисных помещений. Присоединение к нему портрета создаёт сюрреалистическую конструкцию, которая объединяет в себе достоинства обоих жанров,
Для профессионального портретиста такой симбиоз открывает совершенно новые возможности. Собственно я с самого начала задумывал проект не как разовую художественную акцию, а как долговременный способ создания концептуальных портретов всех желающих. Основным привлекательным моментом для меня, как портретиста здесь является то, что работа по свету и ракурсу ведётся только с головой человека. Проблемы «куда мне деть руки», «как встать (сесть)», «какую одежду выбрать» исчезают автоматически. Это сильно облегчает задачу неопытному человеку, впервые оказавшемуся под прицелом камеры, психологически раскрепощает его, как это ни странно. Фотографу, в свою очередь, такая модель работы даёт гораздо большую свободу, позволяя в эстетическом, комплиментарном аспекте портрета сосредоточиться лишь на геометрии лица.
Однако удобство позирования далеко не самое главное в моём эксклюзивном проекте. Основная задача – противопоставить художественно образное решение засилью бытового портрета. Бытовая карточка может быть яркой, «красивенькой», модной и даже грамотно сделанной (по свету, композиции и т.д), но она при этом всё равно остаётся бытовой. В ней нет ни личности автора, ни личности объекта. Натюрмортная часть изображения как раз и призвана создать смысловой ассоциативный объём, который в сопоставлении будет наделять лицо «выражением». Даже за неимением оного. Этот эффект близок к хрестоматийному «эффекту Кулешова» в киномонтаже. При этом психологическая работа с клиентом остаётся возможной в полной мере. То есть у фотографа появляется целых два выразительных средства для сюжетного построения портрета.
Сегодняшняя тенденция «реалистичного восприятия» фотографии, примитивизация и линейность этого самого восприятия не могут не беспокоить. Значение фотографии в массовом сознании сводится к единственной функции – фиксации реальности. Причем реальности «красивой и понятной» массовому сознанию. Съёмка непривычных объектов кажется обывателю аморальной. Цветочек – красиво, старая консервная банка – нет. Девичья голова на фоне куста роз – красиво. Та же голова (живая и довольная) на плоскости стола – ужас. Снимать «надо» то, что всем понятно и не вызывает смысловых, а значит и моральных противоречий. Искусство подменяется моралью. Отсюда пошлость. Кроме того, что внедряемая массой «профессиональных», не творческих фотографов эта самая пошлость как ржавчина разъедает остатки хорошего вкуса доверчивой публики, она же разлагает и самих фотографов, для которых положительная оценка заказчика – мерило успеха.
Впрочем, мораль переменчива. История знает множество примеров, один из которых связан непосредственно с моим опытом. Проект «Начало» (1990 -2001), задача которого состояла в эстетизации обнаженного тела беременной женщины (хотелось показать, что оно красиво не только для мужа, но и для стороннего зрителя), стал первой ласточкой: до него ничем подобным системно в стране никто не занимался. Тогда это шокировало общественность. Но после того как Малахов в 2002 году представил этот проект на Первом канале в суперрейтинговой «Большой стирке» - у меня сразу возникло множество последователей и жанр постепенно превратился в тренд, актуальный до сих пор. Век телевидения прошёл, сегодня по Интернету новые тенденции распространяются куда быстрее. Думаю, ждать моду на портрет в натюрморте придётся не долго.