Два крайних взгляда на художественность фотографического изображения живут во мне, поочередно уступая друг другу место.
Первый представляет из себя концепцию «чистой фиксации», невмешательства в изображение после щелчка затвора. Этот метод предполагает наличие объективной художественной реальности, неважно, случайной или сознательно инсталлированной. Конечным этапом творческого процесса в нем является фиксация нужного момента времени в нужной точке пространства с помощью соответствующих приемов и приспособлений. Идеология «чистой фиксации» заключается в том, что полученное изображение существовало в реальной действительности и было доступно для наблюдения, но лишь одному человеку, оказавшемуся в определенной точке. Квинтэссенция работы фотографа – нахождение этой точки и умение сделать изображение общедоступным. Повторю: неважно, существовал ли объект съемки независимо, или фотограф создал его с помощью людей, предметов и осветительного оборудования. Важно то, что фотографический снимок является двухмерной трактовкой реально существовавшего трехмерного объекта (с поправкой на свойства фотоматериалов).
Вторая точка зрения на художественную фотографию заключается в том, что съемка является первым, начальным этапом в создании фотоизображения. Полученный кадр служит материалом для дальнейшей трансформации, результаты которой иногда кардинально отличаются от того, что видел глаз фотографа.
Методы трансформации могут быть различны: от трационно-фотографических до современных, использующих компьютерные технологии. Неважно. Вопреки расхожему заблуждению большинство способов компьютерной обработки соответствуют консервативным фотографическим приемам. Разница лишь в большей точности, скорости и предсказуемости результата. Естественно, возможности цифровых технологий значительно шире, но их применение уводит конечный продукт уже в область компьютерного дизайна. (В данном издании единственным примером подобного может служить проект «Витражи». Несмотря на то, что методологически работы этого проекта очень близки к мультиэкспозиции, все же полученный результат был бы невозможен без применения компьютера). Не переходя зыбкой границы, оставаясь в рамках фотографии, вторая концепция настаивает на самостоятельности готового фотоизображения относительно исторической реальности. Подобный подход значительно ближе к традиционным видам изобразительного искусства, а в сочетании с современными способами печати способен их имитировать.
За 8 лет занятий фотографией, мое творческое мировоззрение совершило полный оборот, вернее - полный виток спирали. Начиная как твердый приверженец «чистой фиксации», я постепенно пришел к проекту «Сон», который никак ей не соответствует. На сегодняшний день во мне каким-то образом уживаются обе диаметрально противоположные концепции и, дополняя друг друга, позволяют не ограничивать себя в средствах выражения. Однако в последнее время я все больше возвращаюсь к началу, съёмке, результаты которой не требует последующего вмешательства.
Отдельное место занимают работы, не относящиеся ни к той, ни к другой мировоззренческой концепции. Естественно, что между двумя крайностями всегда существуют промежуточные позиции. Мультиэкспозиция, длинные выдержки, «световая кисть» - неполный перечень приемов, позволяющих в процессе съемки создавать изображения, не являющиеся прямой проекцией реальности. И хотя подобных работ в моём портфолио немного, они выражают третью методологическую концепцию, которую я для себя определил как «планируемую случайность». Возможно, она наиболее точно соответствует истинной сути творчества, поскольку не позволяет до конца контролировать результат, избавляя его от излишней тенденциозности.
Разумеется, все вышеизложенное не является претензией на серьезное исследование (хотя бы в силу краткости изложения), а лишь посильным объяснением стилистической разноплановости моих работ.