О фотографии

Фотограф плох, а девушка хороша



Я заинтересовался фотографией в ту далёкую эпоху, когда эта фраза не требовала пояснений. Причём пользовались ей в своих оценках не только фотографы. Значительно позже, лет 10 назад, тот же смысл выражался приговором «бытовой снимок», а потом и его актуальность испарилась. Бытовая фотография заполнила мир соцсетей и стала привычной нормой. Даже профессиональная. Сегодняшние «мастера» непоколебимо уверены, что если девушка на их снимке получилась хорошо (красиво), значит и фотография удалась. Восхищение самих девушек тому гарантия и их вполне можно понять. Что ещё нужно-то для поста в сети?

Изменилась система ценностей в обществе, а с ней и приоритеты людей фотографирующих. По этому признаку всех нынешних профессионалов можно разделить на три категории. Начнём с третьих. Эти вообще не поймут о чём текст. Любые заморочки с художественностью им просто не интересны. Надо чтобы клиент был доволен и платил больше. А ценность снимка для них измеряется исключительно в дензнаках. У вторых уже есть творческие амбиции. Им важно, чтобы было модно, современно, не хуже чем в глянце. Чтобы они были в тренде, собирали кучу лайков в Инстаграме и могли ездить по стране с мастер-классами. Эти уже сравнивают свои фото с работами других фотографов (непременно коммерчески успешных) и стараются не отставать. То есть, к стремлению зарабатывать прибавляется ещё и здоровое тщеславие. Или не здоровое.

Недавно давал студентам краткий курс развития фотографии и спросил в контексте: как мы можем посмотреть фотографию? На экране смартфона, планшета, на компьютере, на самом фотоаппарате – такие были ответы. А когда не было компьютеров, как смотрели? Озадачились. Фотография как отпечаток, как нечто вещественное даже не возникла в сознании, хотя они, разумеется, в курсе такой возможности. И это будущие фотографы! Что уж говорить о массовом восприятии. В наше время даже просто распечатать «фотку» и поставить на стол в рамочку – редкость (зачем, есть электронные рамочки), а уж большой формат, обрамлённый багетом на стене в гостиной – вообще экзотика. Притом, что технически сделать это очень легко. Причина проста: фотография перестала восприниматься как картина, карточка, а стала цифровым файлом, который можно удалить одним кликом. Обесценилась в силу лёгкости получения кем угодно. Она уподобилась стоп-кадру видеосъёмки. Или кинокадру. Если голливудскому - супер. Это считается уже крутым снимком и является идеалом для фотографов упомянутой второй категории.

Человек по другую сторону объектива (заказчик, модель) тоже измельчал. Приходя к фотографу, он уже не претендует на то, чтобы стать объектом для создания произведения искусства. Более того, его это даже пугает. Он хочет от фотографа всего лишь услугу, которая его удовлетворит. Не более. В докомпьютерную эпоху создание своего фотопортрета расценивалось как шанс войти вместе с автором в историю. Между «делайте для меня» и «делайте как для себя» (за те же деньги) любой здравомыслящий клиент выбирал второе. Теперь зачастую предпочитают первое, гася в потенциальном художнике и без того слабую искру самовыражения, умножая пошлость. Так рождаются халдеи от фотографии.

Не удивительно, что попытками высказаться с помощью фотокамеры занимаются единицы. Это и есть первая категория. Художники по сути. Не зависимо от того, любители или профессионалы. Зачем им это? Почему? Да просто потому, что они не могут халтурить. Им есть что сказать, хочется этим поделиться и, чем чёрт не шутит, оставить наследие (не путать с наследством). На века, как бы самонадеянно это ни звучало. Нажимая спуск, они делают снимок для себя. Всегда. Работая по заказу в том числе. И такой подход мгновенно меняет взгляд на результат. Творческие критерии оценки берут верх над сиюминутным коммерческим успехом, рефлексии и самокритика выходят на первый план. Претензия быть вне времени - прекрасный фильтр, задерживающий тонны отснятого мусора. Даже если этот мусор вызывает восторги окружающих. А вот то, что сумело пробиться сквозь собственный жестокий отбор уже может претендовать на место в раме. Редкая фотография выдерживает испытание багетом, но тем она и ценнее. В художественном смысле.

Разумеется, даже такие предустановки не гарантируют возникновение шедевра. Тут уж, сколько Господь таланта отмерил и как художник им распорядился. Но само по себе желание взойти на Олимп неизменно приносит свои плоды. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Плох тот фотограф, что не стремится попасть в коллекцию музея, а довольствуется высоким заработком на фотобанке, свадебным чёсом или журнальной публикацией. Ему не дано понять, что хорошенькая девушка на снимке не делает его априори законченным произведением, а комплимент «как кадр из фильма» - совсем не комплимент. Что желание нравиться большинству, быть ему понятным – это быть частью толпы, одним из многих. Творческий же человек по определению «белая ворона», тем и интересен. Индивидуальность вкупе с мастерством имеют шанс создать полотно, способное занять достойное место если не в музейном собрании, то в интерьере дома или офиса. Фотографическое произведение на стене – это не просто престижно и респектабельно, это и есть высший пилотаж фотомастерства.

Опубликовано: журнал ПЯТНИЦА №11, лето 2017 года.