Разное

Орёл в квадрате



Поэтика городского пейзажа вдохновляет на путешествие не меньше, чем природные красоты. Города неповторимы, как люди. И как люди, остаются на фотокарточках независимо от степени фотогеничности. Стараниями туристов, в том числе. На память. Я тут был, я это видел. В погоне за удачным кадром штурмуют дальние страны фотографы-любители. Да и профессионалы, отправляясь на отдых, непременно берут с собой камеру в надежде на шедевр. Новые места, свежие эмоции, яркие впечатления – пища для творчества. Однако, не в коня корм, по большей части. Не выходит «каменная чаша». А ларчик, хранящий её, открывается просто.

У кого больше возможностей рассказать что-то своё, нестандартное о предмете съёмки: у того, кто хорошо его знает или наоборот? Ответ очевиден. Попадая куда-то впервые, на короткое время, мы в состоянии застать один сезон, возможно одно время суток, одну погоду… А город изменчив. Даже больше, чем природный ландшафт. В разное время года, при разном освещении, с разных ракурсов одни и те же места предстают тысячами различных проекций. Те несколько вариантов, перепадающие туристу – капля в море бесчисленных образов, изо дня в день доступных коренному жителю. А если это ещё и туристическая мекка, с давно проложенными гостевыми маршрутами, то вероятность оригинального кадра сводится почти к нулю. В лучшем случае можно надеяться повторить один из каноничных открыточных видов. Так почему же толпы людей с фотоаппаратами радостно снимают чужие дали и не снимают крышечку с объектива у себя во дворе? Почему надеются на удачу, игнорируя закон? Нет повода, времени, да и глаз притерпелся…

И я там был… Мед-пиво пил… И по усам, как водится, стекло гораздо больше, чем в рот попало. В объектив, то бишь. Красивые европейские города коварны: снимать их легко. А посмотришь материал – и до меня так снимали, и без меня… Они хороши сами по себе, без моих усилий. А вот маленький провинциальный Орёл… Я люблю его, не смотря на все недостатки, архитектурные в том числе. И захотелось, чтобы пусть на картинке, но выглядел он не менее ярко, чем избалованные вниманием мировые столицы. Так, десять лет назад, к прошлому юбилею, родился проект «Витражи». По сути, это даже не совсем фотография. Скорее – фотографика. Каждая работа состоит из двух кадров, снятых независимо друг от друга. В результате долгих поисков удалось совместить некоторые из них так, чтобы они не отторгали друг друга, а слились воедино, гармонично переплетясь деталями и создавая новое пространство, которое всё равно – Орёл. Только умноженный сам на себя.

Опубликовано: журнал ПЯТНИЦА №8, осень 2016 года