Кинорецензии

Жизнь Адель

(Абделатиф Кешиш, 2013)

КИНО НЕ ПРО ЛЕСБИЯНКУ

Для очередного кинопросмотра определил себе нашумевшего модного лауреата, к которому долго боялся подступиться – «Жизнь Адель». Боялся не потому, что рисковал не понять, а как раз наоборот. И тема уж больно конъюнктурная, и рекламные фрагменты, выдернутые из контекста, предвещали какую-то гай-германику… Да ещё хронометраж 3 часа. Короче, оттягивал - сколько мог. Каждый раз, при просмотре всяких «победителей» боюсь разочароваться. Но, делать нечего, надо смотреть, чтобы быть в тренде.

С первых минут фильма действие подхватывает зрителя и несёт… Несколько раз я ловил себя на том, что невольно улыбаюсь… Три часа пролетели как взмах ресниц прекрасной Адель. Кстати, актриса в главной роли - чудо. Правда, как показывает опыт, это ещё не гарантия успеха фильма. Но тут срослось всё. Режиссёр сумел не только сделать нескучной трёхчасовую историю любви, но и обойти кучу ловушек, связанных со щекотливостью темы. Перед просмотром я больше всего опасался, что он вольно или невольно свалится в апологетику однополой любви. Да и чего ещё может ожидать зритель, когда в разгар общественного возбуждения на эту тему ему предлагают посмотреть фильм про нежные отношения двух девушек? Тут одно из двух: либо авторы осуждают сии умонастроения, либо (что более вероятно) - поддерживают. Очень соблазнительно было стать адвокатом, очень. Кешиш умудрился пройти буквально по лезвию бритвы и рассказать эту историю вообще не педалируя гендерную проблематику. Его фильм оказался глубже темы сексуальных революций, по сути – он вообще не про лесбиянок.

На мой взгляд, основным мотивом картины является подростковая сексуальность как таковая, а отнюдь не девиации сексуальности взрослой. Поиски в чувственной сфере девушек этого возраста были, есть и будут, в независимости от признания или не признания однополых отношений обществом. Именно девушек, поскольку женская и мужская сексуальность – очень разные штуки. Кроме того, на примере отношений героинь авторы очень точно, тонко и изящно продемонстрировали некоторые нюансы отношений в семейной паре, нормальной, гетеросексуальной. С высоты 20-и летнего семейного опыта я могу позволить себе об этом судить. Так что, допустимо рассматривать эту картину как своеобразную антропологию любовных отношений вообще, выраженную через такую, в некотором смысле гротесковую, форму. Собственно, в подобном художественном приёме нет ничего нового. Восточный театр испокон веков использует похожий принцип, только в мужском варианте. Несколько раз по ходу фильма я задавал себе вопрос: а вот если бы не художница с синей шевелюрой была объектом любви главной героини, а парень с нормальным цветом волос? Можно было так, или нельзя? Конечно, можно, отвечал я себе. Но история, при той же драматичности отношений, утратила бы необычность, стала бы пресной, даже дидактичной. И уж точно не потянула бы на три часа. Короткометражка – максимум. А в данном случае оказалось возможным декорировать фабулу множеством пикантных «вкусностей», которые и составили мясо картины, её сюжет.

Отдельного упоминания заслуживают интимные сцены. Честно говоря, ничего подобного в игровом кино я не видел. Их несколько и первая, в самой середине фильма, ну очень длинная. А уж по откровенности… Однако, как это снято! Когда пишут, что на съёмку одной из этих сцен ушло 10 дней – удивляешься, но веришь. Это вам не просто набившие оскомину «елозиния» камеры по двум телам на пределе крупности. Там есть замечательные, на грани допустимого, общие планы, но главное – это настолько художественно, особенно в контексте всего остального, что ни на секунду не возникло ощущения пошлости. Замечу, что последнее время, меня постельные сцены в кино раздражают жутко. Горе-кинематографисты пихают их в свои фильмы в дело и без дела. Если фильм про любовь, то считается уже обязательным показать, как герои барахтаются в койке. Да и если не про любовь – тоже. От этого уже зубы сводит. Невольно начинаешь тосковать по пуританской сдержанности советского кино, когда действие доходило до соответствующего момента, а дальше, как говорил мистер Фёрст у Суриковой, был монтаж. И всё понятно. Как объяснить сегодняшним киношникам, что секс в картине – очень сильная приправа и подходит она далеко не ко всякому блюду? А уж фильмов, которые просто не существовали бы без подобных сцен, вообще единицы. Не скажу, что «Жизнь Адель» относится к их числу, что картина развалится, если вырезать эту бурю страсти, но и диссонанса она точно не вызывает.

Резюмируя, смею доложить, что данный фильм - один из очень немногих современных, которые стоит посмотреть в перерывах между освоением киноклассики. Вполне возможно, что лента Кешиша, когда-нибудь, и сама станет предметом изучения.